ТИТУЛОВАННАЯ КУРТИЗАНКА ИЗ МУЗЕЯ Д'ОРСЭ
"ОЛИМПИЯ" Эдуарда Манэ в ГМИИ Пушкина до 24 июля
Эдуард Манэ - непростой художник. В нём по существу есть даже что-то о наших передвижников (напомню, они были современниками): презрение к слащавой академической живописи, стремление говорить на современные ему (и при том злободневные) темы, попытка сформулировать свой собственный художественный язык и даже некоторая неуклюжесть... Но Манэ, конечно, француз - и потому он любит цвет, женскую наготу и праздник.
Его "Олимпия" - двойное высказывание. С одной стороны, вечная тема прелести обнажённого женского тела (ну и да, самая востребованная у публики - куда деваться)🍒. Манэ пристально изучает наследие старых мастеров, особенно его интересует "Венера Урбинская" Тициана. С другой - это пощёчина общественному вкусу. В Париже середины XIX века богиня любви Венера - уже никакая не небесная красавица, а всего-навсего преуспевающая куртизанка, с вызовом глядящая на нас с полотна.
"Олимпия" - тот самый случай, когда феноменальную узнаваемость и "шедевральность" полотна определяют не только и не столько его запредельные художественные достоинства, сколько скандал-скандал-скандал. Выставленная на Салоне 1865 года она вызывала столь бурную и непристойную реакцию у посетителей, что сначала к ней была приставлена охрана, а затем её и вовсе сочли за благо перевесить - повыше и подальше от изумлённой публики.
Интересно, что ныне почитаемая как жемчужина парижских коллекций в 1889 году "Олимпия" была буквально навязана государству в дар друзьями Манэ, которые выкупили её у вдовы художника по общественной подписке. Ещё двадцать лет она томилась в запасниках, и лишь позже заняла место в постоянной экспозиции - сначала Лувра, а затем - музея д'Орсэ.
В Пушкинском музее для "Олимпии" выделили отдельную сильно затемнённую залу, подобрав французской гостье достойную компанию: её окружают "Афродита Книдская" Праксителя (копия), "Форнарина" Джулио Романо и "Королева" Поля Гогена. Надо сказать, что в пластическом и стилистическом отношении эти красавицы имеют мало общего, но в качестве некой отправной точки для размышлений о постоянстве и изменчивости восприятия женской красоты в истории - пусть будут.
Ну и если уж о самой "Олимпии"... На мой вкус, есть в ней что-то угловато-неуклюжее, переходное, не вполне сформулированное, чересчур многословное. Кот просто смешон, если уж честно🙀: то ли чёртик, то ли бельчонок. Букет цветов в обёрточной бумаге так невыразителен (особенно в сравнении с проработкой тела главной героини), что больше похож на вышивку на ткани, чем живые цветы... Ну а вообще не будем придираться к шедеврам😇. Жемчужно-розовый колорит и впрямь завораживает.
И поскольку вариант идти/не идти мы не рассматриваем ( Бакста в ГМИИ пропускать всё равно нельзя), то остаётся только ОДИН СУЩЕСТВЕННЫЙ ВОПРОС: смотреть "Олимпию" ДО или ПОСЛЕ БАКСТА?
Мой ответ: конечно, ДО.
Во-первых, свежим глазом шедевры воспринимаются легче, вы ещё не устанете и будете в состоянии составить своё собственное впечатление.
Во-вторых, пряно-прелестное послевкусие Бакста не стоит перебивать ни чем, даже "Олимпией".
Ну и в-третьих, да-да, да простит меня Манэ, но после всех утончённостей и великолепностей Бакста красотка Олимпия может показаться вам скучной... А это всё-таки не так🔥
#эдуардмане #мане #ГМИИ #пушкинский #Pushkin_Museum #Москва #artsmuseum #pushkinmuseum
#vash_putevoditel_po_miru_iskusstva